У детей с нарушением зрения
наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У
них чаще, чем у нормально видящих можно наблюдать отсутствие самоконтроля,
саморегуляции движений. А это не может не сказаться на координации,
согласованности действия рук и глаз. Поэтому таким детям необходимо помочь
преодолеть дефицит целенаправленных действий, что положительно сказывается на
функциональных свойствах самого зрительного аппарата и координированных
действиях его мышц с мышцами пальцев руки.
Первым
необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и
восстановления работы мышц глаза. Включение специальных
зрительно-восстановительных комплексов упражнений должно стать обязательным в работе по
развитию зрительно-моторной координации.
Каждый
комплекс подобран и составлен совместно с офтальмологом и состоит из
упражнений, рассчитанных на воздействие на глаза ребенка с коррекционных
позиций, отвечающих разным зрительно-восстановительным задачам.
Поэтому
рекомендуется периодическое чередование этих комплексов в процессе работы через
одну-две недели.
Упражнения для активизации работы мышц глаза.
Комплекс 1 – способствует снятию статистического
напряжения с мышц глаза, улучшению кровообращения.
1.
И.п. сидя: плотно закрыть глаза и широко открыть глаза
с интервалом в 30 с (5 - 6
раз подряд).
2.
И.п. сидя: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не
поворачивая головы (3-4
раза).
3. И.п. сидя:
вращение глазами по кругу по 2 – 3 с (3 –4 раза).
4. И.п. сидя:
быстрое моргание в течение 1 - 2 мин.
5. И.п. стоя перед
окном: смотреть вдаль 3 - 4 мин.
Комплекс 2 – способствует
снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза.
1. И.п. стоя:
а)
смотреть прямо перед собой 2 – 3 с;
б)
поставить указательный палец на расстоянии 25 – 30 см
от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и
смотреть 3 –5 с, опустить руку, повторять 4 – 5 раз.
2. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:
а) опустить голову, смотреть на носок
левой ноги;
б) поднять голову, посмотреть на правый
угол комнаты;
в) опустить голову, смотреть на носок
правой ноги;
г)
поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты (повторить 3 – 4
раза).
3. И.п. стоя у окна:
а)
посмотреть на вершины деревьев перед окном;
б)
перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;
в)
отыскать и проследить за летящей птицей или самолетом;
г)
назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге (2 раза).
Комплекс 3 – улучшает циркуляцию внутриглазной
жидкости, восстанавливает
кровообращение совершенствует координацию в горизонтальной плоскости.
1. И.п. сидя:
а)
тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее
веко соответствующего глаза и подержать 1 – 2
с;
б) снять пальцы (повторить 3 – 5 раз).
2. И.п. сидя:
а)
вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев
вытянутой руки, расположенной по средней линии
лица;
б) медленно приближать палец, не сводя с него взгляда
(повторить 3 – 4 раза).
3. И.п. стоя, голова неподвижна:
а)
отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в
сторону;
б)
медленно передвигать игрушку справа и следить за ней
глазами;
в)
повторить в обратную сторону (делать упражнение 4 – 5 раз).
Комплекс 4 – способствует улучшению координации
движения глаз и
головы, развитию сложных движений, повышает устойчивость вестибулярных реакций.
1. а) поднять глаза вверх;
б)
опустить глаза;
в)
повернуть глаза в правую сторону;
г)
повернуть глаза в левую сторону (повторить 3 – 4 раза).
2. а) поднять глаза вверх;
б)
сделать ими круговое движение по часовой стрелке;
в)
сделать ими круговое движение против часовой стрелки (повторить 2 – 3 раза).
3. И.п. стоя, ноги на ширине
плеч:
а)
посмотреть на носок правой ноги;
б)
поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке
(повторить 2- 3 раза);
в)
опустить голову, посмотреть на носок правой ноги;
г)
поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке
(повторить 2 – 3 раза).
Комплекс 5 – улучшает упругость век,
восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.
1. И.п. сидя на полу:
а)
ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади;
б)
повернуть голову назад и увидеть предметы,
расположенные в середине
(повторить 2 раза).
2. И.п. стоя, руки на палке, поставленной вертикально
перед собой:
а) отвести руки в стороны (опустить палку) и
успеть ее
поддержать;
б) попеременное перехватывание палки одной
рукой,
другая рука отведена в сторону (повторить 3 –
4 раза).
3. И.п. стоя:
а) «спрячь глазки» (зажмуриться);
б)
«у кого глазки больше» (широко открыть, выпучить;
можно выполнять перед зеркалом).
Комплекс 6 – способствует тренировке мышц глаза
формированию сложных движений мышц глаза,
восстановлению кровообращения в области мышц глаза.
1. И.п. стоя, руки с мячом внизу:
а) поднять мяч перед глазами, широко открыть
глаза,
посмотреть на мяч;
б) опустить мяч;
г) опустить мяч;
2. И.п. стоя, руки с мячом вытянуты вперед:
а)
качание рук влево, вправо с отслеживанием глазами за
мячом (повторить 5 – 6 раз).
3. И.п. стоя, руки с мячом внизу:
а) медленное круговое вращение сверху вниз в правую
сторону;
б) вращение в левую сторону, следить за направлением
движения мяча (повторить 4 – 5 раз).
4. И.п. стоя, мяч
в вытянутых руках. Сгибание рук:
а) поднести мяч к носу;
б) отвести в исходное положение, прослеживать
глазами за
движением мяча (повторить 4 – 5 раз).
|