Надежда Болсуновская Педагог-психолог гимназии № 13 г. Красноярска. Однажды
мне довелось работать со школьником, который тратил на приготовление
уроков 12 часов… Когда я попросила его описать процесс выполнения
уроков, ученик ответил: «Я сперва решу один пример, потом чаю попью,
потом еще один решу, потом с кошкой поиграю… Потом опять вернусь к
примерам, потом отвлекусь и т.д.». Такие
примеры в разряд единичных, увы, не отнесешь. Наоборот, проблемы,
связанные с неумением школьниками управлять своим временем, являются
одними из наиболее распространенных. Это отмечают и родители, и дети. Что говорят родители: -
отдельные школьники до 36 часов в неделю тратят впустую; -
некоторые ученики любят оттягивать выполнение полезных дел на потом или вообще забывают про их существование; -
многие ученики смотрят телевизор и играют в компьютер по 4-6 часов ежедневно, тратя на это лучшее время; -
отвлекаются при выполнения работы на посторонние дела; -
около половины учеников не планируют свой день; -
у значительного числа школьников отсутствует режим дня; -
многие школьники жалуются, что у них мало времени на отдых - основное время занимает приготовление уроков. Что говорят ученики по поводу управления временем: «Свои выходные я провожу: Можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи». «…Мой
день примерно такой… Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом
опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…» «А вот это мой учебный день: Я люблю много гулять, а уроки – к ним я приступаю, когда мама на меня наорет». «Я всегда тяну время, когда надо делать что–то по дому». «Меня сильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться». «Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы». «Я
долго настраиваюсь на выполнение чего–либо: вначале чаю попью, с
кошкой поиграю, телик посмотрю… А потом уже и за полезные дела…» «Я делаю уроки иногда по 8 часов до 2.30 ночи». Эти
примеры показывают, что школьники не владеют в достаточной степени
умениями управлять временем, что не позволяет им с успехом временем
распоряжаться. Вместе с тем, умения тайм-менеджмента – технологии управления временем являются одними из основных и в обучении в школе, и во взрослой жизни. Приемы тайм–менеджмента : -
анализ количества потерянного времени; -
планирование дня, ведение ежедневника; -
оценка выполнения запланированного и фиксация итогов. Инструменты управления временем: -
календарик–пинарик, -
хронометраж, - план на день.
КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИК представляет собой табличный календарь, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рисунок). Идея
Календарик–пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении
«подталкивать». Календарик призван показать сколько времени тратится
впустую, а также мотивировать на более полезное использование времени. Принцип действия календарика
такой. Ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил
впустую, цветным карандашом (ручкой). Фиксация идет по часам. Например, с
15.00 до 22.00 играл в компьютер, хотя ему было позволено играть в
течение часа, а остальное время он должен был учить уроки и убираться по
дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00
до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезному времени (в
качестве отдыха положен час компьютера в данном примере). При этом,
календарик все время находится вместе с учеником. После
того, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного
впустую времени, и цифра записывается в колонке «Итоги». По итогам
недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за
неделю.инструмента ХРОНОМЕТРАЖ – это также инструмент для анализа количества потерянного времени. Хронометраж проводится в 2 этапа: 1. Фиксация всех событий, которые имели место быть от подъема до отбоя.
Ученику предлагается записывать в течение 1-2 дней все мероприятия,
которые имели место быть, начиная с подъема и кончая отходом ко сну в
той же последовательности, как они происходили. Ученик просто записывает
все, что он делает, или с ним происходит 2. Анализ листа зафиксированных событий. Вместе
с тем, хронометраж более труден для выполнения. Обычно рекомендуется
зафиксировать 2 своих дня – один рабочий день, а другой выходной, т.к.
эти дни разные по содержательному наполнению. ПЛАН НА ДЕНЬ
ПЛАН НА ДЕНЬ – еще один удобный инструмент в управлении временем, но к которому школьники прибегают нечасто. ПЛАН НА ДЕНЬ | Время | занятость | отметка о выполнении | 8.00-13.00 | уроки в школе | + | 15.00-16.00 | игра на компьютере | + | 16.00-18.00 | приготовление уроков(!!!) | + | 18.00-19.00 | мытье посуды(!!!) | - | 19.00-20.00 | прогулка с братом | - | 21.00-22.00 | сборка модели | + | Некоторые заметки из опыта… Первоначально школьники составляют планы, где всё отражено достаточно подробно и расписано по часам. Надо фиксировать только самые основные мероприятия. Когда начинается работа с планами, школьники спрашивают, а кто будет напоминать мне о моих действиях. Здесь можно порекомендовать следующие напоминалки: - СМС–напоминалка и телефонный звонок от родителей, - функция будильник на мобильном телефоне как напоминалка, - метки на руке, - приклеенные липкие бумажки на самом видном месте – над рабочим столом, на дневник или на холодильник. Памятка–алгоритм по составлению плана и работы с ним: 1. Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения.
Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо
тщательно к ней подготовиться, или, может быть, художественная школа,
про которую нельзя забыть. 2. Спроси
у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть
фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра.
Может, завтра приезжает любимая бабушка, и к ее приезду необходимо
срочно убраться в квартире или помочь маме постряпать торт. Помни про
правило «Каждый день есть лягушку», и тогда твои полезные дела не будут
накапливаться и откладываться до лучших времен. 3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может, ты хочешь доклеить любимую модель машинки или дочитать книгу? 4. Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия.
Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным.
Но все равно каждый день есть наиболее важные мероприятия, которые ты
сделаешь в самом начале. Например, если у тебя в школе намечается
контрольная работа, понятно, что ты после небольшого отдыха, начнешь
подготовку к контрольной, а не останешься смотреть до вечера телевизор 5. Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить: Однако
помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане
время для непредвиденных дел, которые могу возникнуть. Около особо
важных дел, поставь восклицательный знак (!!!). 6. После того, как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь «+», если не сделал – поставь «-» 7. Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены… Ответь для себя на ряд вопросов: -
Все ли из запланированного я сделал? -
Что мне не удалось сделать? Почему? -
Не удалось выполнить дела из разряда важных или из блока «Отдых»? Или и те и другие… -
Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными делами (особенно важными). ПОДСКАЗКА – сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день. 8. После
того, как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план
на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.
|