"Созвездие": сайт 5 а класса МАОУ Упоровская СОШ - Секреты памяти
Понедельник, 05.12.2016, 15:28



"Созвездие"
   

 сайт 6 а класса МАОУ Упоровская СОШ

Говорят дети
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Секреты памяти

Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека. Благодаря памяти мы используем в повсед­невной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит? Попробу­ем ответить на эти вопросы.

Память кратковременная и долговременная

Память бывает двух видов - кратковремен­ная, или оперативная, и долговременная. Студенты во время сессии ухитряются за ночь «затолкать» в свою память огромное количество сведений, которые улетучивают­ся сразу после экзамена. Больные с так на­зываемой старческой забывчивостью в мель­чайших подробностях помнят события, происходившие в раннем детстве или много лет назад, но не в силах удержать в голове то, что было полчаса назад.

Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка

Возможности памяти безграничны. Считает­ся, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизере­ре» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При втором прослушивании Моцарт обнару­жил в своей записи всего несколько невер­ных нот. Такой же музыкальной памятью об­ладал и Сергей Рахманинов. Дирижер Арту­ро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Доминик О`Брайен из Великобритании сумел запомнить располо­жение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.

Человек начинает запоминать уже в утробе матери

По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачатия. Во время тестов через живот матери посылался звуковой сигнал, который зародыш мог слышать; затем с помощью ультразвукового сканнера проводилась про­верка реакции. Выяснилось, что зародыш реагирует на шум, слегка двигая телом или ногами. Правда, после пятого сигнала, он «привыкал» к повторяющемуся звуку и мог его игнорировать. При повторном же посыле сигнала через 10 минут и даже через сутки, зародыш без труда распознавал знакомый звук. Ученые считают, что человек в принци­пе может вспомнить то, что с ним происходи­ло в утробе матери.

Память индивидуальна

На память влияет множество факторов. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. В таких случаях говорят о зри­тельной или слуховой памяти. Лучше запо­минается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального подъема из па­мяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые. Очень важна мотивация. Че­ловек, считающий себя абсолютно неспособ­ным к языкам, попав в чужой стране в стрес­совую ситуацию, когда вопрос стоит о физи­ческом выживании, запросто выучивает язык. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Британские уче­ные с помощью специального сканера ис­следовали лобную долю головного мозга, ко­торая заведует перемещением в про­странстве, у шоферов такси и представи­телей других профессий. Оказалась, что она развита у таксистов гораздо больше. Мало того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто распределяется по иному.

Рассеянность – не признак плохой памяти

С плохой памятью нередко путают рассеян­ность. Но рассеянные люди на самом деле просто погружены в свои мысли, их внима­ние как раз сконцентрировано, но на чем-то ином, а бытовая информация им неинтерес­на. Часто за нарушения памяти принимается невнимательность, вызванная переутомле­нием, последствиями болезни, то есть состоянием, в котором в данный момент на­ходится человек. Ослаблению памяти пре­пятствуют запахи. Это объясняется сосед­ством центра обоняния с «запоминающей» зоной мозга. Острая реакция памяти на запахи, видимо, запрограммирована: роль запахов в выживании древнего человека была очень велика.

Умение забывать

Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании лю­дей. Мозг должен освобождаться от ненуж­ного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается извлечь. Это заме­чательное свойство спасает многих людей в трагических ситуациях.

Память можно улучшить

В большинстве случаев память можно улуч­шить. Ранее считалось, что у взрослого че­ловека клетки мозга – нейроны - не делятся и постепенно отмирают. Но оказалось, что это не так. Результаты последних исследова­ний говорят о том, что нейроны делится даже в 70-летнем возрасте. Причем, размно­жающиеся клетки обнаружены в самых «ду­мающих» участках мозга. Сейчас ученые считаю, что возрастное ослабление памяти связано не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нарушением контактов между ними. Вещества, помогающие уста­новлению подобных контактов, известны. Это прежде всего витамины С, Е, В6, В12, бета-каротин, жирные кислоты, содержащие­ся в лососе, тунце, сардинах, сельди , вытяж­ка из растения гинкго билоба.

Впечатление, повторение и ассоциация

Средний человек использует не больше де­сяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. А эти законы весьма просты. Их три - впечатление, повторение и ассоциация.

Итак, вы хотите что-либо запомнить. Во-пер­вых, для этого нужно сосредоточиться и по­лучить впечатление , используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние.

Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в два­дцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить после­довательности своего выступления, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания стал пользовать­ся рисунками, все его трудности исчезли.

Второй закон памяти - повторение . Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет. Им удается запомнить ее главным об­разом за счет повторения.

И, наконец, тре­тий закон - ассоциации . Единственный способ надежно запомнить некий факт - это связать его с каким-либо другим. Например вам нужно запомнить имя нового знакомого. Подружите его в своем воображении с близким для вас человеком, который носит то же имя.

Тренировка памяти

  1. Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.

  2. Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете приду­мать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп.

  3. Назовите двадцать мужских имен и столько же женских.

  4. Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начина-ющихся с нее.

  5. Закройте глаза и сосчитайте до 20.

Владимир Щербаков
http://BeautyTime.ru
http://www.superidea.ru/intel/mem/sherbak.htm