Меню сайта Говорят дети
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Тайм–менеджмент для школьниковНадежда Болсуновская Педагог-психолог гимназии № 13 г. Красноярска. Однажды мне довелось работать со школьником, который тратил на приготовление уроков 12 часов… Когда я попросила его описать процесс выполнения уроков, ученик ответил: «Я сперва решу один пример, потом чаю попью, потом еще один решу, потом с кошкой поиграю… Потом опять вернусь к примерам, потом отвлекусь и т.д.». Такие примеры в разряд единичных, увы, не отнесешь. Наоборот, проблемы, связанные с неумением школьниками управлять своим временем, являются одними из наиболее распространенных. Это отмечают и родители, и дети. Что говорят родители:
Что говорят ученики по поводу управления временем: «Свои выходные я провожу: Можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи». «…Мой день примерно такой… Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…» «А вот это мой учебный день: Я люблю много гулять, а уроки – к ним я приступаю, когда мама на меня наорет». «Я всегда тяну время, когда надо делать что–то по дому». «Меня сильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться». «Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы». «Я долго настраиваюсь на выполнение чего–либо: вначале чаю попью, с кошкой поиграю, телик посмотрю… А потом уже и за полезные дела…» «Я делаю уроки иногда по 8 часов до 2.30 ночи». Эти примеры показывают, что школьники не владеют в достаточной степени умениями управлять временем, что не позволяет им с успехом временем распоряжаться. Вместе с тем, умения тайм-менеджмента – технологии управления временем являются одними из основных и в обучении в школе, и во взрослой жизни. Приемы тайм–менеджмента :
Инструменты управления временем:
КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИК представляет собой табличный календарь, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рисунок). Идея Календарик–пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать сколько времени тратится впустую, а также мотивировать на более полезное использование времени. Принцип действия календарика такой. Ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом (ручкой). Фиксация идет по часам. Например, с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, хотя ему было позволено играть в течение часа, а остальное время он должен был учить уроки и убираться по дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00 до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезному времени (в качестве отдыха положен час компьютера в данном примере). При этом, календарик все время находится вместе с учеником. После того, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустую времени, и цифра записывается в колонке «Итоги». По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.инструмента ХРОНОМЕТРАЖ – это также инструмент для анализа количества потерянного времени. Хронометраж проводится в 2 этапа: 1. Фиксация всех событий, которые имели место быть от подъема до отбоя. Ученику предлагается записывать в течение 1-2 дней все мероприятия, которые имели место быть, начиная с подъема и кончая отходом ко сну в той же последовательности, как они происходили. Ученик просто записывает все, что он делает, или с ним происходит 2. Анализ листа зафиксированных событий. Вместе с тем, хронометраж более труден для выполнения. Обычно рекомендуется зафиксировать 2 своих дня – один рабочий день, а другой выходной, т.к. эти дни разные по содержательному наполнению. ПЛАН НА ДЕНЬ ПЛАН НА ДЕНЬ – еще один удобный инструмент в управлении временем, но к которому школьники прибегают нечасто.
Некоторые заметки из опыта… Первоначально школьники составляют планы, где всё отражено достаточно подробно и расписано по часам. Надо фиксировать только самые основные мероприятия. Когда начинается работа с планами, школьники спрашивают, а кто будет напоминать мне о моих действиях. Здесь можно порекомендовать следующие напоминалки: - СМС–напоминалка и телефонный звонок от родителей, - функция будильник на мобильном телефоне как напоминалка, - метки на руке, - приклеенные липкие бумажки на самом видном месте – над рабочим столом, на дневник или на холодильник. Памятка–алгоритм по составлению плана и работы с ним: 1. Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения. Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо тщательно к ней подготовиться, или, может быть, художественная школа, про которую нельзя забыть. 2. Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра. Может, завтра приезжает любимая бабушка, и к ее приезду необходимо срочно убраться в квартире или помочь маме постряпать торт. Помни про правило «Каждый день есть лягушку», и тогда твои полезные дела не будут накапливаться и откладываться до лучших времен. 3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может, ты хочешь доклеить любимую модель машинки или дочитать книгу? 4. Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия. Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным. Но все равно каждый день есть наиболее важные мероприятия, которые ты сделаешь в самом начале. Например, если у тебя в школе намечается контрольная работа, понятно, что ты после небольшого отдыха, начнешь подготовку к контрольной, а не останешься смотреть до вечера телевизор 5. Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить:
Однако помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане время для непредвиденных дел, которые могу возникнуть. Около особо важных дел, поставь восклицательный знак (!!!). 6. После того, как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь «+», если не сделал – поставь «-» 7. Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены… Ответь для себя на ряд вопросов:
8. После того, как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать. Надежда Болсуновская Педагог-психолог гимназии № 13 г. Красноярска. |