Четверг, 25.04.2024, 09:21



"Созвездие"
   

 сайт 6 а класса МАОУ Упоровская СОШ

Говорят дети
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тайм–менеджмент для школьников

Надежда Болсуновская Педагог-психолог гимназии № 13 г. Красноярска.

Однажды мне довелось работать со школьником, который тратил на приготовление уроков 12 часов… Когда я попросила его описать процесс выполнения уроков, ученик ответил: «Я сперва решу один пример, потом чаю попью, потом еще один решу, потом с кошкой поиграю… Потом опять вернусь к примерам, потом отвлекусь и т.д.».

Такие примеры в разряд единичных, увы, не отнесешь. Наоборот, проблемы, связанные с неумением школьниками управлять своим временем, являются одними из наиболее распространенных. Это отмечают и родители, и дети.

Что говорят родители:

  • отдельные школьники до 36 часов в неделю тратят впустую;

  • некоторые ученики любят оттягивать выполнение полезных дел на потом или вообще забывают про их существование;

  • многие ученики смотрят телевизор и играют в компьютер по 4-6 часов ежедневно, тратя на это лучшее время;

  • отвлекаются при выполнения работы на посторонние дела;

  • около половины учеников не планируют свой день;

  • у значительного числа школьников отсутствует режим дня;

  • многие школьники жалуются, что у них мало времени на отдых - основное время занимает приготовление уроков.

Что говорят ученики по поводу управления временем:

«Свои выходные я провожу: Можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи».

«…Мой день примерно такой… Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…»

«А вот это мой учебный день: Я люблю много гулять, а уроки – к ним я приступаю, когда мама на меня наорет».

«Я всегда тяну время, когда надо делать что–то по дому».

«Меня сильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться».

«Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы».

«Я долго настраиваюсь на выполнение чего–либо: вначале чаю попью, с кошкой поиграю, телик посмотрю… А потом уже и за полезные дела…»

«Я делаю уроки иногда по 8 часов до 2.30 ночи».

Эти примеры показывают, что школьники не владеют в достаточной степени умениями управлять временем, что не позволяет им с успехом временем распоряжаться. Вместе с тем, умения тайм-менеджмента – технологии управления временем являются одними из основных и в обучении в школе, и во взрослой жизни.

Приемы тайм–менеджмента :

  • анализ количества потерянного времени;

  • планирование дня, ведение ежедневника;

  • оценка выполнения запланированного и фиксация итогов.

Инструменты управления временем:

  1. календарик–пинарик,

  2. хронометраж,

  3. план на день.

КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИК представляет собой табличный календарь, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рисунок).

Идея Календарик–пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать сколько времени тратится впустую, а также мотивировать на более полезное использование времени.

Принцип действия календарика такой. Ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом (ручкой). Фиксация идет по часам. Например, с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, хотя ему было позволено играть в течение часа, а остальное время он должен был учить уроки и убираться по дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00 до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезному времени (в качестве отдыха положен час компьютера в данном примере). При этом, календарик все время находится вместе с учеником.

После того, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустую времени, и цифра записывается в колонке «Итоги». По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.инструмента

ХРОНОМЕТРАЖ – это также инструмент для анализа количества потерянного времени.

Хронометраж проводится в 2 этапа:

1. Фиксация всех событий, которые имели место быть от подъема до отбоя. Ученику предлагается записывать в течение 1-2 дней все мероприятия, которые имели место быть, начиная с подъема и кончая отходом ко сну в той же последовательности, как они происходили. Ученик просто записывает все, что он делает, или с ним происходит

2. Анализ листа зафиксированных событий.

Вместе с тем, хронометраж более труден для выполнения. Обычно рекомендуется зафиксировать 2 своих дня – один рабочий день, а другой выходной, т.к. эти дни разные по содержательному наполнению.

ПЛАН НА ДЕНЬ

ПЛАН НА ДЕНЬ – еще один удобный инструмент в управлении временем, но к которому школьники прибегают нечасто.

 

ПЛАН НА ДЕНЬ

Время

занятость

отметка о выполнении

8.00-13.00

уроки в школе

+

15.00-16.00

игра на компьютере

+

16.00-18.00

приготовление уроков(!!!)

+

18.00-19.00

мытье посуды(!!!)

-

19.00-20.00

прогулка с братом

-

21.00-22.00

сборка модели

+

Некоторые заметки из опыта…

Первоначально школьники составляют планы, где всё отражено достаточно подробно и расписано по часам. Надо фиксировать только самые основные мероприятия.

Когда начинается работа с планами, школьники спрашивают, а кто будет напоминать мне о моих действиях.

Здесь можно порекомендовать следующие напоминалки:

- СМС–напоминалка и телефонный звонок от родителей,

- функция будильник на мобильном телефоне как напоминалка,

- метки на руке,

- приклеенные липкие бумажки на самом видном месте – над рабочим столом, на дневник или на холодильник.

Памятка–алгоритм по составлению плана и работы с ним:

1. Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения. Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо тщательно к ней подготовиться, или, может быть, художественная школа, про которую нельзя забыть.

2. Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра. Может, завтра приезжает любимая бабушка, и к ее приезду необходимо срочно убраться в квартире или помочь маме постряпать торт. Помни про правило «Каждый день есть лягушку», и тогда твои полезные дела не будут накапливаться и откладываться до лучших времен.

3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может, ты хочешь доклеить любимую модель машинки или дочитать книгу?

4. Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия. Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным. Но все равно каждый день есть наиболее важные мероприятия, которые ты сделаешь в самом начале. Например, если у тебя в школе намечается контрольная работа, понятно, что ты после небольшого отдыха, начнешь подготовку к контрольной, а не останешься смотреть до вечера телевизор

5. Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить:

  • Учебные дела,

  • Полезные дела, – помощь по дому

  • Свободное время.

Однако помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане время для непредвиденных дел, которые могу возникнуть. Около особо важных дел, поставь восклицательный знак (!!!).

6. После того, как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь «+», если не сделал – поставь «-»

7. Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены…

Ответь для себя на ряд вопросов:

  • Все ли из запланированного я сделал?

  • Что мне не удалось сделать? Почему?

  • Не удалось выполнить дела из разряда важных или из блока «Отдых»? Или и те и другие…

  • Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными делами (особенно важными). ПОДСКАЗКА – сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день.

8. После того, как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.

Надежда Болсуновская Педагог-психолог гимназии № 13 г. Красноярска.